• Аренда апартаментов в Турции. Анталия, Алания и др. средиземноморские курорты
Раннее бронирование горнолыжных туров Зима 2019. Скидки от отелей до 50% на проживание
На главную | Таиланд | Коратская цивилизация

Коратская цивилизация

  Все туры!   Таиланд

Коратская цивилизация
   Цивилизация тропических лесов и аллювиальных равнин Юго-Восточной Азии не достигла высокого уровня развития, остановившись на стадии деревенского земледелия и ремесел. Но даже в рамках этой деятельности достижения народа оказались огромны.
    Ландшафт Юго-Восточной Азии отличается неоднородностью. Крутые склоны гор резко обрываются в глубине долины рек. Густые леса бамбука, тика и гигантского папоротника покрывают склоны холмов; в низинах леса сменяются плато саванны и заболоченными равнинами. Изрезанная береговая линия на протяжении тысяч километров меняет свой облик - от болот, где растут мангровые деревья, до песчаных пляжей со стройными пальмами. К югу, за Южно-Китайским морем, поднимаются горы Малайзии и архипелаги Индонезии и Филиппин. 
    Климатические условия, в пику ландшафту, отличаются предсказуемостью. Горячие, плотные массы юго-западных муссонов, дующих со стороны Индийского океана, ежегодно обрушивают на этот регион проливные дожди. Сезон дождей сменяется засухой.

    Незадолго до начала пятого тысячелетия до н. э. несколько лесных племен, занимавшихся охотой и собирательством, основали небольшие деревенские общины, разбросанные по всему региону. Некоторые из поселений располагались вдоль морского побережья, где их жители ловили рыбу, собирали на пляжах крабов и кокосовые орехи, обжигали гончарные изделия и из камня вырезали примитивные орудия труда. Другие племена селились в известняковых пещерах в лесистой местности. Леса, изобилующие животными и съедобными растениями, представляли богатый питательный рацион. Обитатели так называемой Пещеры Духов на северо-западе Таиланда, очевидно, питались бобами, мочеными каштанами, тыквами и орехами. Люди также жевали листья бетеля, от которых чернели зубы, но в то же время освежалось дыхание, оставляя во рту терпкий вяжущий вкус.
    Уже в 7000г. до н.э. народы Юго-Восточной Азии начали заниматься земледелием. Бобы, растущие в Пещере Духов, представляют собой окультуренную разновидность. Здесь также выращивали и рис. Дикий рис рос вдоль болотистых береговрек по всей Юго-Восточной Азии, от современной Бирмы до бассейна реки Янцзы в Китае. С помощью зазубренных каменных ножей древние люди срезали стебель растения, палками выколачивая из каждого дикого колоска всего по несколько зерен. Со временем они научились повышать урожайность риса, пересаживая растения в специально приготовленную землю. Это была очень трудоемкая, тяжелая работа, посколько каждый саженец нужно было сначала выкопать, не повредив корней, а затем постоянно поливать, до тех пор, пока зерно не вызреет. Но влажный климат этого региона, с обильными и регулярными осадками, идеально подходил для выращивания урожая.

    Некоторые семьи земледельцев, занивавшихся культивированием риса, жили на травянистых землях Коратского плато, в северо-восточной части Таиланда. Около 3600г. до н.э. люди из низин переселились в более высокогорные районы, взяв с собой семена и небольшое количество одомашенных животных, включая собак, свиней и рогатых сородичей индийского зебу. Их деревни представляли собой скопление скромных бамбуковых хижин, поднятый над землей на высоких столбах, чтобы предотвратить их затопление во время сезонных наводнений. Для расчистки земель от леса жители деревень применяли технику "огня и топора", вырубая кустарники и деревья, а затем поджигая их. Удобренная древесной золой почва разрыхлялась вручную, острыми палками. Жители более влажных регионов специализировались на выращивании риса; эта зерновая культура высаживалась в низине, а затем вокруг рисового поля возводились глинянные плотины для удержания воды. Люди вели однообразную, полную тяжких трудов жизнь.
    Однако у жителей Кората существовали развитые ремесленные технологии, появление которых никак нельзя было ожидать в маленьких, в значительной степени изолированных друг от друга поселениях. Нельзя с уверенностью сказать, каким образом эти люди освоили подобные сложные технологии - возможно, в результате случайного и трудно объяснимого контакта с жителями более западных населенных пунктов, - а может быть, сами создали их, повинуяськакому-либо творческому инстинкту. Но каковы бы ни были истинные причины тому, местные земледельцы достигли большого мастерства в области керамических изделий и металлургии.
    Деревенские гончары в Бан-Чианге, поселении площадью 48 гектаров, находящемся недалеко от долины реки Меконг в северной части плато, производили керамические изделия, отличающиеся изящностью форм и оригинальностью творческого замысла и, по мастерству исполнения, стоящие на одном уровне с работами ремесленников промышленных центров Месопотамии или Индии. И в других близлежащих деревннях, таких как Ноннокча, лежащая южнее, создавали предметы искусства и домашнего обихода такого же качества. Больших высот достигли в своем искусстве и металлургии Кората. Около 2000г. до н.э., а возможно, и пятью веками они создавали бронзовые украшения и орудия труда, стилем своим напоминавшие изделия ремесленников Месопотамии, лежащей на расстоянии более 4800 км. к западу.

    Метод получения бронзы - сплава меди с несколькими другими металлами - требовал больших технических навыков. Главный элемент сплава, медь, довольно легко добывался из руды, по сравнению с другими составляющими сплав металлами. Чистая седь сама по себе может легко плавиться и принимать любую форму под кузнечным молотом, но у этого металла есть один существенный недостаток: во время плавки медь имеет тенденцию к окислению. Маленькие пузырьки газа, образующиеся в толще металла, делают изделие хрупким и ломким.
    С другой стороны, бронза не окисляется и поэтому является более прочным и более пригодным для производства орудий труда и оружия металлом, чем медь. В состав бронзы, кроме меди, в небольших пропорциях входят свинец, сурьма или мышьяк. В Месопотамии первые кузнецы использовали мышьяк, который добывали также из медной руды. Но лучшим составляющим сплава следует признать олово, и в этом отношении кузнецы Кората получили огромное преимущество перед своими собратьями в других странах мира, поскольку земли Юго-Восточной Азии являются одними из самых богатых источников олова, а также почти единственным местом на земле, где залежи олова и медной руди находятся в относительной близости. Население Юго-Восточной Азии, вероятно, добывало олово в реках, вымывая его таким же образом, как и золото, а медную руду - в горах в северной и западной частях плато Корат. Жители деревень плавили металлы в обмазанных глиной ямах или тигелях, а чтобы глина не потрескалась от высокой температуры, ее перекладывали рисовой шелухой. Необходимой для плавления меди температуры - 1083C - кузнецы достигали путем разжигания пламени с помощью полых бамбуковых трубочек, направляя непрекращающийся поток воздуха на горящие угли, и только позже были изобретены воздуходувные мехи. Расплавленная бронза для получения соответствующего изделия вливалась в формы из песчаника. Когда металл застывал, готовое изделие вынимали из формы. Этим методом ремесленник из Ноннокчи изготовил бронзовую насадку для палки-копалки с углублением для вставной ручки, явившуюся одним из первых орудий труда с металлическим наконечником, найденную археологами.
    Практически все металлические предметы в Бан-Чианге - топорища, наконечники для стрел, браслеты - были отлиты из бронзы. Металл, производимый кузнецами Кората, был самого высокого качества. Для наибольшей прочности сплава необходимо соблюдать оптимальные пропорции олова и меди - один к девяти. Бронзовые сплавы коратских ремесленников практически соответствовали этому стандарту, что доказывает высокоразвитость коратской металлургии.
    Принимая во внимание технологические достижения народа Кората, можно только удивляться, почему эти люди не строили городов, не возводили храмов. не выдвигали правителей. Они не создали ни политической системы, ни каких-либо развитых социальных структур, являющихся признакос цивилизованной жизни. Не оставив после себя никакого письменного наследия, этот древний народ полагался лишь на устное слово, будь то заключение торговых сделок или передача потомкам сведений исторического характера. Жизнь в деревнях текла незамысловато-просто: люди выращивали рис, создавали изделия из глины и бронзы, - и эта ситуация оставалась неизменной на протяжении целого тысячелетия.

    Нo все же культура древних народов Юго-Восточной Азии продолжала развиваться. Должго быть, между соседними деревнями завязывался товарообмен. Бан-Чианг, например, по некоторым данным, являлся центром производства сельскохозяйственной продукции, снабжавший своими товарами близлежащие населенные пункты. Судя по всему, жители плато Корат совершали путешествия - или же мигрировали - в другие районы, о чем свидетельствует распространение технологий выращивания риса по всей Юго-Восточной Азии и дпже в более отдаленных землях. Люди, говорившие на местном языке региона Тай, пересекли Тихий океан, высадившись на берегах Новой Зеландии, острова Пасхи, Гавайев и на лежащих между этими точками островах.
    Влияние коратской культуры распространялось также на северо-восток, в земли Китая. Слово в древнекитайском языке, обозначавшее медь, звучало как "тун". И есть все основания предположить, что это слово было заимствовано китайцами из языка Тай. Похоже, что китайцы переняли у народа Корта и основные технологии металлообработки.


Древняя история в датах
    Древняя история Таиланда: первые тайцы и тайские государства на территории современного Китая, в провинциях Юньнань и Гуйчжоу - королевство Алиао, Наньчао (Дали). Немного истории Юго-Восточной Азии того периода и переселение тайцев в Индокитай

 Около 40000г. до н.э. - Первые люди появляются в Юго-Восточной Азии
 Около 10000г. до н.э.- Предки современных тайцев обосновываются в районе озера Дали (провинция Юньнань, Южный Китай) после разделение восточноазиатских народов на этнические группы. Территория современного Таиланда населена тремя народами: негриты (люди негроидной расы, схожи с австралийскими аборигенами), малайцы на юге и лава на севере. Лава считаются прародителями кхмеров
 Около 3500г. до н.э. - Прототайцы (предшественники современных тайцев, лао и некоторых других народов) продвигаются на юго-восток и занимают речные долины в современных провинциях Гуанси и Гуйчжоу, юго-восточный Китай
 Около 2000г. до н.э. - Независимые друг от друга, не связанные в единую нацию или государство, прототайцы занимают весь южный Китай. Единственные сохранившиеся источники информации о прототайцах - китайские летописи. В них прототайцы упоминаются как Мун, Лун, Пха. (в зависимости от места жительства)
 Около 800г. до н.э. - В западные районы Китая, где жили тайцы-лун, вторгаются татары. Не способные противостоять завоеванию, они мигрируют на восток в провинцию Сычуань и смешиваются с тайцами-пха
 800-200гг. до н.э. - В Китае правит династия Восточная Чжоу, которую еще можно поделить на два периода Чуньцю и Чжаньго, периоды междоусобных войн. В Китае развивается чувство самоопределения нация - китайцы стали считать (и до сих пор считают) свое общество единственным цивилизованным обществом в мире, а все окружающие их народы - варварами. На юге идет становление новых наций - собственно тайцев, других малых народов, часть прототайцев ассимилируется с китайцами
 221-220г. до н.э. - Китай объединяется под властью Циньшихуанди (империя Цинь) и завоевывает территории, населенные тайскими народностями в провинции Сычуань (в китайских летописях тайцы фигурируют как пха и нго.)
 Около 200г. до н.э. - Китайцы завоевывают Юньнань
 122г. до н.э. - Появляется небольшое королевство Алиао, населенное тайцами из Юньнани и выходцам из других территорий, бежавших от китайских войск. Впрочем, уже тогда нация поделилась на две группы - активно сопротивлявшиеся китайскому нашествию и оставшиеся от китайским правлением. Группы тайцев, оставшиеся в Китае, в итоге ассимилировались с китайцами
 100г. до н.э. - Королевство Алиао отказывает в проходе китайских посольств по своей территории. Вспыхивает вооруженный конфликт между тайцами и китайцами
 87г. до н.э. - Королевство Алиао завоевано китайскими войсками
 Вторая половина I в. до н.э. - Чтобы сохранить независимость, тайцы уходят из южного Китая в Индокитай. Нация опять делится на две группы: северные тайцы остаются под сильным китайским влиянием. Только южные тайцы, в свое время мигрировавшие в Индокитай, являются прямыми предшественниками современных тайцев (а также лаосцев, шаньцев).
 9г. н.э. - Королевство Алиао восстановлено и выступает против китайцев
 50г. н.э. - Королевство Алиао снова захвачено китайцами. Оно становится вассалом (впрочем королевство имело широкие полномочия) империи Хан до 225г.
 69г. н.э. - 77 тайских вождей с 51б 890 семьями (553 711 человек, данные из китайских летописей) под общим руководством князя Миулао признают власть китайского императора и становятся китайскими поддаными.
 78г. н.э. - Другая группа тайцев под руководством князя Лейлао восстает против китайцев. Восстание разгромлено. Многие тайцы бегут на юг, в Индокитай
 Около 100г. - В Индокитае появляется первое крупное государство - Фунань. Его центр располагается на территории современной Камбоджи. Считается, что основу населения, правящий класс государства составляли предки кхмеров. Пик могущества государства Фунань приходится на пятый век в период правления короля Джаявармана, когда оно занимало территорию всей Камбоджи, Лаоса, южного Вьетнама и восточного Таиланда. Само государство было многоэтническим, постоянно щла миграция людей сюда из Китая и Индии, поэтому Фунань испытывало на себе сильное индийское и китайское культурное влияние. Административная система была принята по китайскому образцу, основной религией стал буддизм
 225 - Период Троецарствия в Китае. Тайское королевство Алиао, бывшее вассалом империи Хань, окончательно прекращает свое существование и становится частью китайского государства.
 550 - Фунань завоевано Королевством Чэнла, предшественником кхмерской империи
 568 - Тайцы основывают город Чанг Саен в верхне течении Меконга (сейчас на границе между Таиландом и Лаосом). Этот город считается первым государственным образованием тайцев на территории современного Таиланда. Тем не менее до 1000г. первые тайские города были под властью монской империи Дваравати, а после 1000г. - кхмерской империи Ангкор. Как вассалы, тайцы должны были платить дань
 Конец VIв. - На севере современного Таиланда и Лаоса появляется новое быстрорастущее государство - монская империя Дваравати. Моны этнически ближе к современным кхмерам, нежели чем к тайцам.
 650 - Тайцы в провинциях Юньнань и южной части Сычуань поднимают восстание против китайцев и возвращают себе независимость. В результате появляется тайское государство Наньчао. Вместо того, чтобы вернуть потерянные владения, китайский император (династия Тан) признает существование тайского государства, Китай заключает с Наньчао договор о дружбе. Несколько столетий Наньчао будет союзником Китая, и со временем будет все больше китайским государством, нежели тайским. Первым правителем государства Наньчао стал король Сынуло
 Около 660 - На севере современного Таиланда появляется новое монское государство - Харипунгайя. Позже этот район получил название Лампун
 674 - Король Сынуло умирает. Наследником стал его сын, Лошэн\`ен
 706 - Королевство Чэнла делится на два - Верхнее Чэнла и Нижнее Чэнла
 712 - После смерти Лошэн\`ен продолжателем линастии Сынуло становится Шэнлопхэ
 728 - Королем Наньчао становится Пхилаоко
 733 - В связи с ростом тибетской экспансии на границах Китая, император Китая заключает ряд договоров со своими соседями на границах, среди них и Наньчао
 735 - Король Пхилаоко формально признает суверинитет Китая над собой. Государство Наньчао становится вассалом Китая.
 738 - Король Пхилаоко становится по китайским документам правителем Юньнаня
 745 - Император Китая дает Пхилаоко широкие полномочия по наведению порядка на южных границах Китая. Пхилаоко развязывает войну против тибетцев
 750 - Пхилаоко умирает и ему на троне наследует Колофэн. Новый князь делает столицей г.Талифу (провинция Юньнань). Во время поездки в Китай, ему наносит оскорбление правитель китайской провинции Хунань. Вернувшись, Колофэн выступает с армией и захватывает 32 китайских города. В тот же год Колофэн заключает альянс с правителем Тибета
 752-754 - Китайцы вторгаются в Наньчао, но не могут подчинить мятежного вассала
 764 - Наньчао становится самым сильным государством в Южном Китае и всей Юго-Восточной Азии
 779 - Колофэн умирает и ему наследует его внук, Имошун
 787 - Наньчао разрывает союз с Тибетом и снова заключает альянс с Китаем. Китайцы призвают за Имошуном титул короля Наньчао
 794 - Война Наньчао с Тибетом. Армии Имошуна захватывают 16 тибетских городов
 808 - Имошун умирает
 829 - Наследник Имошуна снова меняет союзников - заключен договор о мире с тибетцами и начинается война с Китаем. Захватив несколько китайских провинций, войска сгоняют в Наньчао людей, обученных ремеслу и искусствам. Это способствует культурному росту государства
 857 - Кхмерские королевства Верхнее Чэнла и Нижнее Чэнла объединяются в одну кхмерскую империю
 859 - Правителем Наньчао становится Цуйлин, который принимает титул императора, что очень сильно задевает китайского императора. Начинается новая война между Китаем и Наньчао. Тайцы осаждают Чэнду, на юго-востоке пытаются завоевать Тонкин (сейчас часть Вьетнама, тогда управлялся китайцами)
 860 - Наньчао становится полностью независимым от Китая
 863 - Наньчао завоевывает Аннам (современный северный Вьетнам)
 866 - Аннам снова переходит к китайцами после похода генерала Као Пина
 870 - Новый поход тайцев на Китай. Армии Наньчао осаждают Чэнду, но неудачно
 875 - Еще одна неудачная попытка взять Чэнду, предпринятая Наньчао
 877 - В Наньчао королем становится Тайкин, который заключает мир с китайцами
 889 - Король кхмерской империи Ясориаман I основывает Ангкор
 902 - В Наньчао заканчивается правление династии Сынуло. После этого Наньчао долго не упоминается в китайских летописях. Как полагается, отношения Наньао с Китая последующие три столетия были более мирными, чем раньше
 1007 - Монская империя Двараватии захвачена и присоединена к Кхмерской. Кхмеры ведут последовательную экспансию на запад в районы, населенные тайцами, и на восток, где живут вьеты. В течении ближайших столетий кхмеры будут буфером между тайцы и жителями Аннама (вьетами). Тайцы и вьеты никогда не пытались подчинить друг друга. С другой стороны, земли, населенные тайцами были разделительной линией между бирманцами и кхмерами. Другие нации в Индокитае: моны (этнически близкие к кхмерами) и шань (близкие к тайцами) еще будут временно создавать свои государства, но все же постепенно будут ассимилироваться с бирманцами и тайцами. Территории бывших королевств монцев и шаньцев сейчас относятся к Мьянме.
 1044-77 - Бирманцы вытесняют кхмеров с территорий современного Таиланда. Кхмеры теряют долину Чао Праи
 1077 - После смерти бирманского короля Ануруда, Бирма теряет свое могущество, наследники короля погрязли в междоусобной борьбе. Это дает кхмерам шанс воссановить свое влияние в Сиаме. На территории Таиланда создаются две кхмерские провинции: северная со столицей в Сайаме (сейчас - Сукотай), южная со столицей в Лаво (сейчас - Лопбури)
 1117 - Принц Пром основывает город Джайпракарн (сейчас известен как Фанг)
 1177 - Пром умирает в возрасте 79 лет (правил 59 лет). Новый король кхмерской империи - Джайсири
 1188 - Монская армия захватывает кхмерскую столицу Джайпракарн. Кхмеры переносят столицу на юг, где они основывают город Фаб (сейчас Кампенг Пет)
 1220-1205 - Король Джайсири посылает в Китай миссии для заключения торгово-политических союзов.
 1220 - Король Ясориаман VII умирает и кхмерская империя слабеет на глазах
 1254 - Император китайской династии Юань, внук Чингизхана Кублай-хан завоевывает Наньчао (Дали). Волны тайских иммигрантов устремляются на юг, в основном в новом государство Сукотай.

© MANDRY MRIY UKRAINE, 2009. All right reserved. Designed and Programmed by WebStyle Consulting Ltd., 2014
Мобильная версия