• Аренда апартаментов в Турции. Анталия, Алания и др. средиземноморские курорты
Раннее бронирование туров Лето 2019г. * Подписывайтесь на наш Telegram-канал https://t.me/mandrymriy *
На главную | Таиланд | Аюттайский период

Аюттайский период

  Все туры!   Таиланд

Аюттайское королевство
    Государство Аютия, развивавшееся из небольшого политического образования в долине Менама, было буддийским, хотя его администрация и форма власти унаследовали индуистско-махаянистский прототип: правители не были, как в других буддийских государствах Индокитая, "отцами народа", они были девараджами, а администрация и структура господствующего класса - бюрократическими.
    Появление тайских мыангов в этом районе источниками фиксируется с XI-XII вв. Земля была плодородна, урожаи риса высоки, и существовавшие монские города-государства (такие, как центр буддийской культуры Лопбури или крепость Супанбури) вели торговлю рисом. Рис закупался Сукхотаи и шел на экспорт в Китай. Лопбури, как и Сукхотаи, поддерживало на протяжении XIII в. даннические и посольские отношения с китайским двором, что было необходимо в интересах внешней торговли. Историки предполагают наличие значительных китайских торговых колоний в Лопбури и в портах по берегам Сиамского залива. В торговые отношения постепенно втягивался и тот район, где в середине XIV в. тайским вождем Утонгом был основан вьенг, ставший столицей государства Аютия. К этому времени города-государства Лопбури, Супанбури, крупнейшие тайские мыанги, возможно, и китайские общины были объединены брачными связями, что немало способствовало развитию торговли. Население в этом районе быстро возрастало и превзошло население Сукхотаи.
     Появление тайских мыангов в долине Менама не вызывало противодействия правящего слоя монов: экономика речных долин с культурой риса и орошением полей за счет паводков рек требовала активного прироста населения, его плотности не ниже 200 человек на 1 кв. км. Приток поселенцев с севера способствовал расцвету рисовой экономики и торговли, закладывая экономическую основу государства Аютия. Его выход на морские коммуникации обеспечивали китайские мореходы.
     В новых районах расселения земледельческих коллективов таи высокой социальной престижностью обладали отшельники - риши, но не брахманы и не монахи буддийских святилищ: отшельники пользовались уважением у населения за индуистскую образованность, знания в астрологии и местной земледельческой практике. Под их руководством тайские переселенцы основывали поселения. Отшельники становились старейшинами - их знания оценивались выше богатства и обеспечивали им власть над земледельческим коллективом. Благодаря риши были внесены уточнения в календарь, достигнуто соотнесение его с разливами реки и началом земледельческих работ в новой системе поливного земледелия, принятого таи в долине Менама.
    Деревни-общины состояли из матрилинейных больших семей, служивших основными производственными и социальными ячейками. Глава семьи пользовался властью над всем кругом родственников. Усиливались экономические позиции малой семьи и ее домохозяйства, но последнее не стало совершенно свободным: оно нуждалось во взаимопомощи, имущество переходило по наследству внутри большой семьи по материнской линии и т.п.
    В XIV в. формируется система землевладения господствующего класса как совокупности эксплуататоров, организованных государством в должностную иерархию. Закон 1360 г. правителя Утонга - тронное имя Рама Тибоди (1350-1369) - объявил "всю землю в Аютии принадлежащей правителю. Народу разрешается жить на ней, но земледельцы не могут быть ее собственниками". Налог с земли устанавливался в размере десятой доли урожая.
    В условиях экстенсивного рисоводства правители Аютии использовали традиционную государственную практику освоения земли - раздачу невозделанной земли святилищам: это экономически усиливало государство. Основание буддийских монастырей вокруг столицы Аютии сопровождалось передачей им земли, на которой селилось как минимум 25 семей кха пхра - храмовых рабов. На земли монастырей приходили и свободные земледельцы, превращавшие поселения вокруг них в общину. В силу такой практики район вокруг Аютии сравнительно быстро превратился в зону плотного заселения, центр государства был обеспечен значительной по численности рабочей силой.
    Экономический потенциал государства стал измеряться тем, насколько эффективно оно сумеет сохранить и расширить свою базу, т.е. числом рабочих рук, которыми оно могло распоряжаться; источником пополнения фонда живого труда стали войны, сопровождавшиеся выводом населения в Аютию. Закон об умыкании 1355 г. ввел в практику суровое наказание за кражу рабов или увод расселенных на территории государства свободных земледельцев; не менее суровое наказание предусматривалось и в отношении беглых. И тем не менее в ранний период Аютии (1350-1569) государство не сумело выработать эффективных мер контроля за рабочей силой. Земледельцы, спасаясь от эксплуатации государства, стремились переселиться в северные тайские мыанги - Сукхотаи, Саванкалок, Питсанулок, Кампенгпет, где царили патриархальные порядки. Высеченное на камне постановление правителя Аютии Рамарачи, датируемое 1397 г., обязывало правителя Сукхотаи - в то время подчиненного Аютии - возвращать беглых, укрывшихся в мыанге, на их старое место жительства.
     Составленные в середине XIV в. в Аютии законы поставили на службу новому государству ряд "варварских" институтов таи, в том числе сотенную систему мобилизации населения на государственные работы, в которые включалось и военное дело. Закон 1376 г. ввел деление земледельческого населения на правых (военнообязанных) и левых (гражданских). Молодежь проходила профессиональную подготовку по военной или строительной специальности в одном из му - отрядов. Последние объединялись в батальоны (конг) и полки (кром). Набор мужского населения в му и конги шел с учетом кровного родства: первый, третий (и т.д.) сыновья приписывались к му со стороны матери, второй, четвертый (и т.д.) - к му со стороны отца. Фискальной единицей, с которой шел набор на государственные работы и в войска, было усредненное рисовое поле - на. Регулируя распределения трудовых ресурсов, что было главной функцией правителя и его аппарата, эти социальные силы формировали новую общественную структуру в оптимальном для данной производственной системы варианте. Основой последней была эксплуатация земледельцев через государственные работы. Но сохранялись и частные формы эксплуатации.
    Принадлежность людей к той или иной социальной категории в государстве Аютия определялась не законодательно закрепленной принадлежностью к сословию, а "разрешением", которое они получали от правителя на исполнение "работы". Такое "разрешение" было сопряжено с владением. "Свободный", как член этносоциальной общности таи, мог занять землю, правитель санкционировал этот акт. В случае, если земледелец не мог выполнить свою "работу", земля возвращалась государству. Не были объектом частной собственности ни земля, ни должность, ни должностное владение: утративший должность утрачивал и право на участие в системе распределения прибавочного продукта. О свободе выбора "работы" не могло быть и речи. Нечеткость в определении социального статуса того или иного лица буддизм объяснял невозможностью точно определить его карму, а также возможностью достижения индивидом более высокого социального положения за счет использования магических средств.
    В правление Боромотрайлоканата (Трайлока) (1448-1488) семь законов о гражданской и военной иерархии оформили социально-политическую структуру Аютии. Законы 1454 г. установили, что положение индивида в иерархии определяется числом рангов - достоинств, а вся система получила название сактина. Высшие ранги по сактина получали члены семьи правителя, за ними шла служилая знать - куннанг. Простолюдины (прай) имели в системе рангов сактина от 10 до 350 рай (мера площади, равная 0,16 га.). Ниже 10 рай, но выше вьючных животных были рабы (тхат). Прай обязаны были выполнять неоплачиваемые работы на государство.
    В системе сактина присутствуют черты, характерные для земельной ренты: 1) установление прав собственности на землю государства как представителя совокупного земельного собственника - господствующего класса; 2) регулярный характер привлечения общинников к выполнению государственных работ; 3) наличие фиксированной площади - на, с которой шел набор на их выполнение; 4) применение к общинникам средств внеэкономического принуждения - считалось, что невыполнение работ на государство могло ухудшить карму земледельца.
    Контроль за выполнением работ осуществлялся государством через систему патронажа: житель деревни, обязанный выполнением государственных работ, выбирал себе патрона из должностных лиц. Отношения подчинения между господствующим классом и земледельческим населением не были формализованы; нижестоящий на социальной лестнице оказывал услуги и приносил дары вышестоящему в силу личных обязательств ради привилегий и безопасности, которые эти отношения гарантировали.
    Господствующий класс как совокупность эксплуататоров включал правящий слой и эксплуататорские слои, неоднородные с точки зрения отношения к средствам производства, по своему месту в производственном процессе и по размерам присваиваемого богатства. Помимо наследственной аристократии - многочисленной семьи правителя - господствующий класс включал столичную знать - тракун, обширный слой служилой знати - куннанг, а также крестьянский, по своему положению - верхний слой деревни. Знать выделялась в общественной структуре по своей управленческо-административной роли, функциональное разделение в XV в. знати на военную и гражданскую (правую и левую) на практике не действовало. Важной частью господствующего класса была провинциальная знать, включенная в бюрократическую структуру, но не порвавшая связей и с местным обществом; именно с ней устанавливали отношения патронажа старейшины деревень и главы семей. Единственным источником власти в Аютии считался правитель, как бы распределявший ее среди должностных лиц путем раздачи рангов по системе сактина, что означало также наделение долей в совокупной ренте. Но это не исключало и частных доходов.
    Относительно высокое социальное положение занимало земледельческое население - прай, оно сохраняло дееспособность, хотя право на ношение оружия ушло из деревень-общин. Члены одной и той же семьи могли иметь разный социальный и правовой статус. "Свобода" высоко ценилась, а государство законодательными мерами стремилось сохранить численность прай, гарантируя освобождение земледельца из долговой кабалы. Защищало оно "свободу" прай и от действий должностных лиц, и от притязаний деревенской верхушки. Положение последней было крестьянским: старейшины деревень не освобождались от работ на государство, но, используя право выставить вместо себя замену, принуждали зависимых членов семьи (например, мужа дочери) отбывать службу в войске или государственные работы.
    Лица, проданные за полную стоимость, которая определялась законами 1359 г. "о рабах" (даса), считались одушевленным имуществом - тхат; они были в полной власти хозяина. Что касается социально-экономического положения монастырских рабов (кха пхра), то эта проблема остается пока не разработанной в науке
    Аютия унаследовала традиционную для этого района организацию государственной власти, уходившую корнями во времена Дваравати, и прежде всего пространственную интеграцию земель, расположенных по четырем сторонам света, их ориентацию на столицу - "центр" системы. Но в отличие от традиционной структуры последний выступает не только как политическое, но и как экономическое и военное ядро, удерживающее силой ближайшие земли: Лопбури - на севере, Супанбури - на западе, Пра Патом - на юге, Након Найок - на востоке, а также земли ближней и дальней периферии, где сохранялись правящие вассальные династии.
    Новым явлением в политической жизни государств Индокитая в XIV в. была та поддержка, которую в косвенной форме оказывали правящим семьям Лопбури и Супанбури, соперничавшим за трон в Аютии, и самой династии Утонга китайские торговые общины.
    В послемонгольский период Аютия выступает важным торговым, политическим и дипломатическим посредником китайского двора в его сношениях с государствами Западной и Южной Азии. Признание со стороны Пекина было важным фактором в процессе утверждения политической гегемонии Аютии. На ее политическую и экономическую значимость в районе Юго-Восточной и Южной Азии указывают данные китайских источников: даннические миссии прибывали в Пекин из многих государств Индокитая, но по номенклатуре даров - до 44 наименований - с Аютией не могли сравниться ни они, ни государства п-ова Малакка (26 наименований), ни Бенгалия (24), ни Цейлон (17).
    Являясь новым типом теократического бюрократического государства, ранняя Аютия опиралась в идеологическом обосновании политической власти на древние традиции индуизма-брахманизма и новые тенденции, принесенные буддизмом тхеравады. Старые и новые политические и идеологические системы были использованы правящим слоем Аютии для укрепления буддийского государства как символа единства этносоциальной общности "свободных" - таи; общность осознавалась через морально-этические и политические мотивы, создавая гомогенный этносоциальный "центр". Последний в XV в. повел наступление на периферийные государства. В 1438 г. Сукхотаи из вассального государства стало частью государства Аютия, было включено в его состав как мыанг. Перед правящим слоем Аютии встала задача унификации государственной структуры, что было осуществлено в правление Боромотрайлоканата, выходца по клану матери из знати Сукхотаи, хорошо знакомого как с обычаями северных тайских мыангов, так и индийскими доктринами организации государства. Для легитимации власти правителя использовались брахманские ритуалы, однако это не означало возврата к деспотизму Ангкора: власть правителя была ограничена девятью буддийскими установлениями - моральными запретами. В их число вошли знакомые нам по надписи Рамы Камхенга запреты, установленные в интересах верхов общин.
    Господствующий класс, организованный по принципу служилой иерархии, стабилизирует свой состав и свою примерную численность, выступая как особая общественная группа, служащая обожествленному государю.
    Политическая дальновидность Боромотрайлоканата сказалась в той роли, которая при нем была отведена в государственной структуре буддийской сангхе. Последняя от лица правителя устанавливает моральный контроль над трудовым населением деревень. Религиозная деятельность буддийских монастырей - ватов - в среде земледельческого населения создала для господствующего класса "готовую к употреблению" массу прай луанг - подданных правителя, обязанных выполнением безвозмездных работ на государство сроком в шесть месяцев.
    Проводя политику объединения северных и южных земель, Боромотрайлоканат на 25 лет перенес столицу в Питсанулок (1463-1488), откуда он вел борьбу и с северным государством Чиенгмай. Большая задача в процессе интеграции ставилась перед буддийской сангхой: в обиход вводятся обычаи северных земель, в частности уход правителя на сезон дождей в ват. Впервые правитель Аютии ушел в ват в 1465 г., что подняло его популярность в северных мыангах и соседних буддийских государствах. Важным актом было составление местной версии "Махаджатаки" - "Махачат кхамлуанг": Боромотрайлоканата стали воспринимать как преемника Махадхармарачи, составителя "Трайпхума". Политические действия правителя Аютии буддийская сангха оправдывала моральной целесообразностью, тем, что северные земли вошли в одно обширное буддийское государство. Тенденции сепаратизма со стороны знати Сукхотаи были подавлены.
    Общество и государство ранней Аютии строились на двуединой - экономической и моральной - основе. Наделяя земледельца землей, государство сохраняет и отношение к земле как естественному продолжению социального коллектива. Социальная иерархия, оформленная через систему рангов - сактина, также строилась на противоречивых принципах родства и индивидуализма. Государственная власть отныне будет использовать два принципа управления - бюрократический и патерналистский. Для целей государственного управления были созданы шесть кромов - приказов; их главной задачей были учет земледельческого населения, его привлечение на государственные работы, функции управления были второстепенными.
    Господствовали в обществе публично-правовые отношения, сферой частноправовых отношений была семья, глава которой пользовался властью над широким кругом родственников и зависимых. Складывается светский правопорядок: на основе предписаний брахманского кодекса Индии и правил буддийской морали создается право, имевшее универсальный характер.
    В XIV-XV вв. определились различия в социально-политическом строе южных и северных государств Центрального Индокитая. В северных государствах управление было патриархальным, привязанным к территории, которую занимал господствующий клан. Знать была четко отделена от простолюдинов в силу рождения, но не было четкой грани между простонародьем и рабами. Отношения в среде господствующего класса строились на лояльности, простолюдин был связан с господином-чао личными узами верности в силу традиции. Вооруженные силы в северных государствах были невелики и находились под началом сён и мун.
    Индианизированное южное государство Аютия сохраняло архаические черты экстерриториальности, нисходящую социальную мобильность как механизм регулирования численности господствующего класса. Система управления строилась на принципах патернализма - покровительства вышестоящего нижестоящему. Господствовала обезличенность в отношениях между правящей бюрократией и подданными. Резкая социальная грань отделяла всех "свободных" от рабов. Южное государство Аютия было политически активно, постепенно поглощая северные государства, но и в его составе северные мыанги сохраняли характерные черты традиционной социально-политической структуры. Изменения социально-политического строя обществ Центрального Индокитая в XIV-XV вв. проходили в традиционных рамках. Миграция тайского населения из Юньнани в пределы Индокитая не повела "к смене одного типа феодализма другим", как это утверждается в некоторых отечественных работах по истории стран Юго-Восточной Азии. В обществах Индокитая этого периода не наблюдалось ни натурализации хозяйства, ни дезурбанизации, ни других признаков перехода к иному типу социально-экономического развития.


Аюттайский период в датах
        Вопреки расхожему представлению, Аюттайя не была основана королем Утонга королем Рамой Тибоди. До того, как стать столицей этот год уже был полностью сформировавшимся, но без каких-либо административных структур, поэтому он редко упоминался в документах той эпохи. История Аюттайи насколько великолепна, настолько и трагична. Город пережил такой расцвет в XVI-XVIIвв., что его можно было сравнивать с европейскими столицами по числу жителей. В середине XVIIIв. бирманское нашествие привело к полному разрушению города. В аюттайский период полностью сложилась система государственного управления и неповторимая тайская культура

 1350 - После смерти короля, в княжестве Утонг правителем становится генерал, правивший под именем Рама Тибоди I. Благодаря личности этого генерала с 1330г. Утонг становится мощным государством. Одним из первых решений по восшествию на престол был перенос столицы в Аюттаю. Король постепенно завоевывает земли, когда-то принадлежавшие Сукотаю.
 1352 - Аюттайскими войсками вторгаются в Камбоджу и наносят кхмерам поражение. Король Камбоджи становится вассалом королю Аюттайи. Тайцы приносят из кхмерской культуры институты рабства и абсолютной монархии
 1357 - В регионе эпидемия холеры, умирают два наследных принца в Аюттайе
 1359 - В Аюттайе составлен свод письменных законов
 1369 - Король Аюттайи умирает и на престол восходит его сын Рамесуан
 1370 - В Аюттайе по совету министров Рамесуан отрекается от престола в пользу своего дяди, известного как Boromaraja I.
 1371 - Король Аюттайи Boromaraja I аннексирует несколько сукотайских городов
 1375 - Аюттайскими войсками захвачена вторая столица сукотайского государства
 1378 - Король Сукотая Tammaraja II признает себя вассалом короля Аюттайи. Сукотайское государство впервые за последние полтора века теряет независимость. В этому периоду также относится появление слова "Сиам" как название аюттайского королевства
 1388 - Умирает король Boromaraja I и следующим королем должен стать его малолетний сын. Несколько дней спустя, Рамесуан становится королем, убив принца.
 1390 - Король Ланнатайского государства предпринимает попытку разгромить Сиам и воссоздать Сукотайское королевство, но чангмайская армия разбита. Король Рамесуан завоевывает Чанг Май переселяет много местного населения на другие территории, контролируемые Сиамом, в том числе и на Малайский полуостров.
 1393 - Вспыхивает война между Сиамом и Камбоджей. Кхмеры захватывают Чонбури , уводят население в рабство. В ответ Рамесуан послал в Камбоджу свои войска, которые захватили кхмерскую столицу, Ангкор, захватив 90 000 человек в рабство
 1395 - Рамесуан умирает, оставляя престол своему сыну Ramraja, правление которого было хоть и мирным, но ничем не отметилось
 1409 - Король Ramraja низложен Наконином, племянником короля Боромараджи I.
 1424 - Наконин умирает и за власть разгорается борьба между его тремя сыновьями. В итоге побеждает младший и сталовится королем Сиама под именем Боромараджи II.
 1431 - После того, как в Камбожде вспыхивает восстание, начинается очередная война между Сиамом и Камбоджей. Война продлилась несколько месяцев и закончилась полным поражением Камбоджи.
 1432 - Считая, что Ангкор находится слишком близко к границей с Сиамом, кхмеры переносят столицу на восточный берег Меконга в местечко под названием Басан
 1434 - Кхмеры снова переносят столицу, на этот раз в Пном Пень. Известный факт, что кхмеры несколько раз будут переносить столицу между Пном Пенем и Лаваком
 1438 - Сукотай превращается из вассала в провинцию Сиама.
 1442 - Сиам снова в войне с Чанг Маем. Ланнатайское королевство (или Чанг Май) терпит поражения, но не желает ни входить в Сиам на правах провинции, ни признавать себя вассалом. Сиам побеждает Чанг Май и расселяет жителей непокорного королевства по всей стране.
 1448 - Королем становится Траилок, который за 40 лет своего правления проводит много реформ. Во-первых, адинистративная реформа придает системе управления жесткую иерархическую форму. Во-вторых, он создал систему благородности, разделив всех тайцев на 7 рангов. За всю историю Сиама эта ранги не наследовались (кроме детей короля). Право дать и забрать ранг имел только король.Не наследуемыми стали и земельные наделы.
 1456 - В втмосфере растет напряжение между Сиамом и Чаг Маем
 1462 - Сукотай, оккупированный Чанг Маем, снова возвращен под власть Сиама
 1463 - Король переносит столицу на север в Питсанулок, оставив принца в Аюттайе
 1471 - В Сиаме впервые пойман белый слон. Чуть позже издается закон, что все белые слоны являются собственностью короля
 1474 - Снова вспыхивает война между Сиамом и Ланнатайем. Война не выявляет победителя, поэтому в итоге стороны заключают мирный договор. После того, как угроза с севера исчезает, король не возвращается в Аюттайю, а остается в Питсанулоке.
 1488 - Трайлок умирает и королем становится его сын, известный как Боромараджа III. Администрация возвращается в Аюттайю.
 1491 - Боромараджа III умирает и королем становится его наследный принц Джутта, взявший титул Рамы Тибоди II.
 1507 - Гражданская война в Чанг Мае приводит к смещению короля Махараджа Яя его сыном Махараджа Ратна. Последующие годы между Сиамом и Ланнатаем происходит несколько столкновение, никак не сказавшихся на расстановке сил в регионе.
 1515 - Сукотай завоеван правителем Лаоса, территория которого приблизительна соответствовала Лаосу нынешнему
 1529 - Король Рама Тибоди II умирает, ему наследует принц Атиявонг (Боромараджа IV)
 1533 - Боромараджа IV умирает, оставив 4-летнего сына на троне. После пяти месяцев правления его убивает сводный брат и становится королем Праджаем
 1545 - Небольшая война меджду Сиамом и Бирмой. Впервые Ланнатай выступает союзником Бирмы против Сиама.
 1546 - 11-летний сын короля восходит на престол после того, как Праджай возвращается в Аюттайю и умирает; как предполагают историки, его отравила жена, Tao Sri Sudachan. Она использует свое влияние, чтобы регент короля Каеофы ушел в монастырь. После этого она чувствует вседозволеность. Ее любовником становится мелкий придворный.
 1548 - Каеофа замышляет заговор против любовника матери, но его успевают убить. Королем становится его 7-летний брат Срисин (Srisin), а его регентом - пресловутый любовник королевы.
 1548, 11 Ноября - Срисина смещают и королем становится регент под именем короля Waraniongsu, его женой - бывшая королева
 1548, Декабрь - Вараньонсу (Waraniongsu), его жена Тао Сри Судачан и их новорожденная дочь убиты в перевороте под руководством Кун Пиренторатепа (Khun Pirentoratep).
 1549, 19 Января - Кун Пиренторатеп со товарищи восстанавливают регенство короля Каеофы. Регентом становится Великий князь Тьенраджа, брат короля Праджая. Кун Пиренторатеп становится вторым человеком в стране, женится на дочери регента, получает престижный титул князя Maha Tammaraja, становится губернатором Питсанулока. Тьенраджа берет титул Чакрапат и не сомневается в преданности Кун Пиренторатепа.
 1549, Август - Четырехмесячная война Бирмой, армия которой вторглась на тайские земли и осадила Аюттайю. Это первый период бирманских нашествий и тайско-бирманских войн, продлившийся 50 лет. Считается, что поводом для начала бирманских вторжений была слабость Сиама, раздираемого династическими конфликтами. К несчастью для Сиама, в это время в Бирме появляется сильная династия воинственных королей. Первым из них был король Табенгшвети (Tabengshweti), правивший страной в 1531-1550гг. и добившийся объединения земель, составляющих современную Бирму. После того, как Табенгшвети был отравлен в 1550г., престол занял король Бхуенг Норенг (Bhueng Noreng), известный как Хантавади (Hanthawadi).
 1550 - Из-за предыдущего бирманского нашествия король Чакрапат отает приказ о сооружении высоких стен вокруг Аюттайи
 1561 - В стране мятеж под руководством Срисина, младшего сына короля Праджая. Принц убит в одной из стычек людьми принца Махина (Mahin), сына короля Чакрапата.
 1563 - Второе бирманское нашествие. Король Бирмы с силами союзников отовсюду (вплоть до Лаоса) вторглись в Сиам. Первыми пали города Саванкалок (Sawankalok) и Пиджай (Pijai). Численность войск бирманцев - 200 000 человек
 1564, Февраль - Неожиданно для тайцев бирманцы атакуют Аюттайю. Плохо подготовленные тайцы вынужденны сложить оружие, а король Чакрапат подписать мир на условиях бирманского короля.
 1564, Декабрь - Бирманцы оккупируют Чанг Май.
 1565 - Король Чакрапат пытается укрепить Сиам и женить свою дочь на короле Лаоса. Кун Пиренторатеп и его жена не одобряют надвигающейся свадьбы и похищают принцессу не без помощи бирманцев по дороге в Лаос. После этого Чакрапат назначает своего сына Махина королем, а сам удаляется из дворца. Это злит Куна Пиренторатепа (Великого князя Маха Таммараджа), который не доволен тем, что с ним никто не посоветовался. Ситуация приводит к расколу страны: с одной стороны король Чакрапат и его сын Махин с лаосскими союзниками и с другой Маха Таммараджа с бирманцами.
 1568 - Ввиду очевидной неподготовленности принца Махина к управлению государством король Чакрипат возвращается к государственным делам.
 1568, Декабрь - 200-тысячная бирманская армия вторгается в Сиам. Но войска идут не прямым путем на Аюттайю через Проход Трех Пагод, а берут севернее на Питсанулок, где соединяются с отрядами Маха Таммараджы. Соединенные силы идут на Аюттайю
 1569, Январь - В самый неподходящий момент, когда бирманцы с северными тайцами из отрядом Махи Таммараджы стоят у стен Аюттайи, умирает король Чакрипат, и у руля становится принц Махин. Нет сведений, был ли король убит, но это сполне соответствовало бы стратегии Маха Таммараджы или бирманцев.
 1569, 30 Августа - После семи месяцев осады Аюттайя захвачена. Этому способствовала сколько не гругая сила, а предательство. Из штаба осаждавших был отправлен специальный человек, сумевший втереться в доверии к Махину и выдавший бирманцам все сведения о состоянии защитников Аюттайи и их расположении в городе
 1569, Декабрь - Спустя 21 год после того, как Маха Таммараджа возглавил дворцовый переворот, после воздвижения одного короля на престол и свержения двух, губернатор Питсанулока сам стал правителем королевства. Посадив на престол своего союзника, король Бирмы почувствовал, что его миссия выполнена и, захватив с собой богатую добычу, часть населения и короля Махина, Бхуенг Норенг отправился обратно в Бирму. Но как только ушел из Аюттайи последний бирманский солдат, Маха Таммараджа принялся заново отстраивать город и восстанавливать государство, чтобы сделать его независимым. Он назначил своего сына принца Наресуана, который вырос в бирманском заточении после нашествия 1563г., наследником престола и губернатором Питсанулока. Оба, король и принц, начали немедленно создавать войска и отстраивать укрепления в Аюттайе и северных городах.
 1570 - Бывший правитель Сиама король Махин умирает по дороге в Бирму.
 1575-1578 - Камбоджа совершает ряд нападений на Сиам, но все заканчиваются неудачей из-за силы новых реорганизованных тайских войск.
 1581 - Умирает Бхуенг Норенг и королем Бирмы становится Нанда Бхуенг, который не отличается особыми талантами в военном деле.
 1584, 3 Мая - Через 15 лет после падения Аюттайи Принц Наресуан разрывает договор с Бирмой.
 1584 - 300-тысячная бирманская армия вторгается в Сиам. Поход бирманцев проваливается из-за применением Принцом Наресуаном "тактики выжженной земли".
 1586 - Принц Наресуан освобождает Чанг Сай от бирманцев и делает королевство вассалом Сиама.
 1586, Декабрь - Нанда Бхуенг сформировал армию в 250 000 человек, готовую к походу на Аюттайю.
 1587, Январь - Бирманцы атакуют тайские войска, но сопротивление настолько сильно, что из-за крайне тяжелых потерь бирманцы вынуждены отступить.
 1587 - Камбоджийские войска вторгаются в Сиам, ища выгоду от сиамско-бирманской войны. Стратегия Наресуана спасает столицу.
 1590 - Король Маха Таммараджа умер и принц Наресуан коронуется.
 1590 - 200-тысячная бирманская армия подходит к Аюттайе, но разбита тайцами.
 1592, Декабрь - Бирма делает посследнюю попытку покорить Сиам, для чего собирают 250-тысячную армию. Во время стычки погибает бирманский наследный принц, и бирманцы уходят.
 1593 - В свою очередь тайскы начинают заграничные походы. Две тайские армии вторгаются на юг Бирмы и оккупируют города Тенасерим и Тавой. После этих военных успехов угроза Аюттайе со стороны Бирмы становится равна нулю.
 1593, Май - 100-тысячная тайская армия входит в пределы Камбоджы. Зная силы тайских войск, многих провинции сдаются без боя, король Камбоджи с сыновьями бежит из страны. Теперь в Камбодже правит тайский генерал-гунернатор
 1594 - Из-за неспособности Короля Бирмы Нанда Бхуенга (Nanda Bhueng) управлять страной в Бирме ухудшаются внутренние дела. Многие бирманцы ищут убежища в Сиаме из-за отсутствия порядка в стране.
 1596, Декабрь - Сиамские войска опять идут в поход на Бирму с целью добить ее. Завоевание не имело успеха из-за предательства некоторых союзников тайцев.
 1598 - В Аюттайю прибывает посланник Испании, что увенчалось заключением договора о торговле между двумя странами. Начинается торговля между Испанией и Сиамом.
 1600, Май - Наресуан берет под свой контроль бирманский округ Таунгу
 1605, 16 Мая - Наресуан умирает в военном лагере, не оставив ни жены, ни детей. Королем становится его брат Ekatotsarot.
 1605 - Экатотсарот (Ekatotsarot) вводит первый налог деньгами, который взымается в Аюттайе. В городе появляются первые голландские купцы.
 1608 - Сиамское посольство отправляется в Нидерланды для установления дружественных отношений и заключения договоров о мире и торговле
 1609 - Первый португальский миссионер, Бальтазар де Сегуэрра, приезжает в Аюттайю
 1610 - Экатосарот сменяется на престоле королем Сонгтамом (Songtam)
 1612 - В Сиаме появляются английская торговая фактория, в то же время голладцы сделали свое первое торговое представительство
 1612, 23 Июня - Первое английское судно, Globe, прибывает в порт Паттани, что на юге страны. Открывается торговля Сиама и Англии
 1618 - В Европе начинается война между Англией и Голландией. Конфликт переносится и в Сиам, где есть граждане обоих стран
 1619, 17 Июля - 800 голландцев аттакуют два британских судна в бухте Паттани
 1620 - Англия и Голландия заключили мир
 1628-1630 - Вопрос престолонаследия в эти годы решается в типично тайской манере. Сначала, Король Сонгтам, чувствуя приближающуюся смерть, приготавливает все для своего сына Джетты (Jetta), которому 14 лет. После смерти Сонгтама, действительно, Джетта был избран придворными во главе с Пая Сриворавонгом (Pharaya Sriworawong) и стал королем. Немедленно все придворные, выступавшие за принца Сурина, были обезглавлены. За поддержку короля Прая Сриворавонг получил новый титул - Чао Пая Калахом (Chao Phaya Kalahom). Следующим шагом Калахома-Сриворавонга было устранение собственно принца Сурина. Последний в то время был монахом и обычай не позволял убивать монахов. Его выманили из монастыря и сообщили Джете о заговоре Сурина против него. Сурин тут же был схвачен и казнен "по-королевски": завязали в бархатном мешке и забили до смерти сандаловой дубиной. Джетта после попытался избавиться от всесильного первого министра, но последствий действовал быстрее, чем король. Калахом и его кдиномышленники ворвались во дворец и убили короля. Оставался только последний возможный наследник - принц Атитьявонг (Atityawong). По совету Калахома он короновался, а Калахом стал регентом, после чего дискредитировал Атитьявонга за "некоролевское поведение". В итоге Атитьявонг был смещен (а убили его только 7 лет спустя), в Калахом пришел к власти и короновался под именем Короля Прасаттонга
 1632 - Чанг Май провозгласил свою независимость и тут же был занят бирманцами
 1631-1632 - Несколько голландских судов прибывают в Аюттайю для помощи королю в борьбе с португальцами и камбоджийцами
 1632 - Сиамские войска атакуют Паттани из-за отказа выплати податей. Нападение сиамской армии было отражено сильной защитой города
 1634 - Новый поход на Паттани, закончившийся провалом из-за плохого командования
 1636 - Аюттайя основательно готовится к походу на Паттани. Голландцы вмешиваются и дипломатическим путем восстанавливают контроль Сиама над городом
 1655-1656 - Король Прасаттонг умирает в 1655 и ему сначала наследует старший сын, Чао Фа Яй (Chao Fa Yai). Против нового короля сразу же появился заговор Великого князя Срисутаммараджи (Srisutammaraja) и Принца Нарая (Narai). Заговорщики похитили короля и убили. Следующим королем стал Срисутаммараджа. Через несколько месяцев Нарай возглавил государственный переворот и стал королем, убрав своего конкурента. Нарай правил 32 года, за его правление Сиам открыл двери перед европейскими странами, началась международная торговля
 1663 - Король Нарай завоевывает Чанг Май
 1664 - Бирманцы возвращают себе контроль над Чанг Маем
 1664, 10 Августа - После блокады голландцами устья реки Чао Прайя и использования военной дипломатии подписан мирный договор между Сиамом и голладцами, по которому последние имеют право монополии в торговле с Сиамом
 1664 - В Сиам прибывают католические миссионеры. Король Нарай не сильно интересуется их религией и применяет знания миссионеров на строительстве укреплений. Кроме этого король заинтересован раширением дипломатических отношений с другими странами как противовес голландам
 1668 - В Сиаме появляются проповедники ислама
 1675 - В Аюттайю приходит английское судно "Феникс". На его борту Константин Геракис, который здесь сделает заметную, но недолную карьеру. Способный к изучению языков, он через несколько лет свободно говорит по-тайски, а еще в Европе он выичил английский, французский и португальский в дополнение к родному греческому
 1679 - Константин Гекарис входит в службу тайского правительства по переводам. В течении следующих нескольких лет он проходит несколько рангов в итоге став Chao Phaya Wijayen. Пользуясь доверием короля, он берет в свои руки всю внешнюю торговлю и становится министром иностранных дел де-факто.
 1680 - Между Анлийской Ост-Индийской Компанией и Геракисом (Фолконом) складываются непростые отношения. Он убеждает английских торговцев вести дела в обход Ост-индийской компании, которая в свою очередь хочет установить монополию на торговлю с Сиамом. Противостояние двух сил не приносит результатов и вынуждает Геракиса сосредоточить внимание во внешней политике на Франции.
 1680, 25 Декабря - Первое тайское посольство отправляется в Европу с предложением уступить Франции город Сингора (сейчас Сонгкла). Но судно тонет по дороге.
 1684, Январь - В Европу отправляется второе тайское посольство
 1685, Сентябрь - В Аюттайю прибывает французское посольство, в планы которого входит обрашение короля Сиама в католицизм. Король Нарай отказывается, но он заинтересован в расширении отношений с Францией
 1685, Декабрь - Подписан договор между французской делегацией и Сиамом. Французская Ост-Индийская компания получает право на торговлю с экстерриторальностью ее людей по всей стране; монополию на олово, вывозимое с Пхукета. Сонгкхла переходит Франции, которая имеет полное право укрепить город.
 1685, 22 Декабрь - Третье посольство отправляется во Францию. Основная его задача - набрать там специалистов в области строительства укреплений и военных специалистов.
 1686 - Военный конфликт между Сиамом и Английской Ост-Индийской компанией. Последняя воспинимала английские торговлые суда, плававшие под тайским флагом, как дыру в моноролии на торговлю и как личное оскорбление. Чувствуя, что словами не убедишь, англичане топят корабль капитана Уайта (White), который по рекомендации Константина Фолкона присоединился к тайскому торговому флоту. Кроме того Ост-Индийская компания направляет два фрегата к порту Мергуй (Mergui, сейчас юго-восточная Бирма) с целью блокировать всю торговлю судом, нарушающих монополию.
 1687, 28 Апреля - Английская Ост-Индийская компания требует Сиам возместить потери в сумме 65 000 фунтов стерлингов. Король Сиама выдворяет всех англичан, связанных с Ост-Индийской компанией из страны.
 1687, 4 Июля - Английский фрегат James пытается захватить порт Мергуй, но потоплен силами обороны. Другой фрегат Ост-Индийской компании здесь остается.
 1687, 11 Августа - По совету Константина Фолкона Король Нарай объявляет войну Английской Ост-Индийской компании, но не самой Англии.
 1687 - За службу Франции Константин Фолкон награжден королем Людовиком XIV титулами графа и рыцаря орденов Св. Мишеля и Св. Петра.
 1687, 27 Сентября - В Аюттайе высаживается французскоу посольство с 600 солдатами и 300 специально обученными рабочими
 1687, 1 Декабря - Новый договор Франции с Сиамом, по которому французская Ост-Индийская компания получает еще большие привилегии в торговле
 1688, Январь - Французы в обществе становятся крайне непопулярны из-за проявления расизма и неравного отношения. Появляются антииностранные организации
 1688, Март - Король Нарай сильно заболевает, и один из его генералов Пра Петраджа (Phara Petraja) фактически правит страной, держа короля около себя. Преследуя цель стать королем страны, он убивает сына короля Нарая
 1688, 5 Июня - Константин Фолкон отстранен за измену, которая заключалась в попытке посадить на престол сына короля, и казнен. В последующие дни Пра Петраджа заманивает двух братьев короля Нарая и убивает их. Кроме этого он приказывает начать осаду французских укреплений у Бангкока (тогда еще небольшое поселение).
 1688, 11 Июля - Король Нарай умирает, не оставив близких родственников. Пра Петраджа коронует сам себя.
 1688, Сентябрь - Французские войска покидают Сиам. Пра Петраджа берет европейских миссионеров в заложники как гарантию возвращения тайского посольства
 1689, Декабрь - Сиамское посольство возвращается из Европы. В ответ король освобождает всех миссионеров и провозглашает свободу религии, но пресекает попытки влияния на страну извне.
 1690, Июнь - Вспыхивает восстание в Након Найоке (Nakhon Nayok). Восстание возглавляет некто Там Тьен, называющий себя принцем. Восстание пошло на убыль, когда новоявленного принца схватили и казнили. Тем не менее жители региона менее лояльно относятся к центральной власти
 1691, Декабрь - Корат и Након восстают, но властями там быстро наводится порядок
 1697 - Суверинитет Сиама над Камбоджей показан королем Камбоджи Садитом (Sadit), выславшим в Аюттайю белого слона.
 1698, Октябрь - Французская делегация прибывает в Аюттайю и предлагает королю новый договор, который он отвергает. Франция отказывается от своего влияния в Сиаме.
 1699 - Сильное восстание в Корате. Его возглавил Бун Куан (Bun Kuan), который смог заручиться поддержкой местного губернатора и получил 4 000 солдат. Корат на некоторое время становится независимым, но в итоге восстание было подавлено; казнено много народа
 1699 - Король Петраджа вмешивается в дела объединения двух лаосских округов - Луанг Прабанг и Вьенг Чан (сейчас Вьентьян) - и делит страну обратно на две части под сиамским сюзеринитетом.
 1703 - Король Пра Петраджа слегает с болезнью и сожалеет, что в свое время он сделал, когда болел король Нарай. Его сын Луасанг Сорасак убивает своего сводного брата. В ярости Пра Петраджа объявляет своим наследником дальнего родственника Чао Пра Пиджайсуриндра (Chao Phra Pijaisurindr), но тот еще до смерти короля отказывается от престола в пользу Луасанг Сорасака. Средний сын короля избежит возможной смерти, приняв монашество. Луасанг Сорасак коронован как Санпет VIII, но останется в истории как Phrachao Sua (король-тигр), названный так за дикие повадки
 1709 - "Король-тигр" умирает, и его сын Король Тайсра становится первым за последнее время королем, пришедшим к власти никого за убивая
 1714 - В Камюодже к власти приходит король Сри Тиммараджа (Sri Timmaraja). Когда он был низложен, то обратился за помощью к сиамскому королю. Этот инцидент дал повод еще одному военному конфликту между Сиамом и Камбоджей, в котором Сиам еще раз показал свой суверинитет гад Камбоджей.
 1733, Январь - Тайсра умирает, ему наследует его сын Боромакот (Boromakot). В пределах стен Аюттайи начинается гражданская война между ним и его двумя братьями, которых он победил. Третий его короля бежит из города.
 1733 - Около 300 китайских поселенцев нападают на дворец Аюттайи. Все они усмирены и после казнены.
 1753 - В Аюттайю прибывает посольство из Цейлона с целью занять некоторых тайских проповедников буддизма для очищения и реформирования бкддизма в цейлоне.
 1758, Май - Принц Утумпон (Utumpon) смненяет отца на троне. Его страший брат Екатат (Ekatat) еще при жизни отцом был признан слабоумным и должен постричься в монахи. В первые недели царствования он арестовывает и казнит своих братьев, в то же время когда Екатат предъявляет свои претензии на престол, Утумпон предпочитает уйти в монастырь
 1758, Август - Король Утумпон отречается от престола и уходит в монастырь.
 1758-1760 - Пока в Сиаме у власти слабоумный король в соседней Бирме появляется новая могущественная династия. Глава деревни Моксобо, а затем и король Бирмы Алаунгсая (Alaungsaya) объединяет раздробленную страну и совершает несколько блестящих побед
 1759 - Король Бирмы Алаунгсая вторгается на территорию Сиама и завоевывает города Тавой, Мергуй и Тенессерим (сейчас - южная Бирма).
 1760, Апрель - Алаунгсая осаждает Аюттайю. Король Сима Екатат, чувствуя, что сам он не в состоянии возглавить силы обороны города, вызывает своего брата на помощь. Бирманцы отступают, но причина кроется не в хорошем управление Утумпона. Во время бомбардировки Аюттайи, Король Алаунгсая получил ранение от своей же пушки. Он умер по дороге в Бирму.
 1760, Май - Сын Алаунгсаи Манглок (Манглок) становится королем Бирмы.
 1762 - Король Утумпон снова удаляется в монастырь, оставляя страну на управление своему брату, королю Екатат (Ekatat)
 1763, Ноябрь - Умирает король Бирмы Манглок. Ему наследует Монгра (Mongra)
 1763 - Бирманцы оккупируют Чанг Май и часть современного западного Лаоса
 1764 - В Чанг Мае вспыхивают антибирманское восстание, которое вскоре подавлено
 1765, Июнь - Новая кампанию против Сиама бирманцев. Две армии; одна из Чанг Мая, другая из восточной Бирмы двигаются в Сиам. Главная цель - Аюттайя
 1765, Октябрь - Бирманцы оккупируют большинство севера, запада и юга страны
 1765, Декабрь - Бирманцы атакуют Тонбури (Бангкок). Отряд капитана Понни (Ponney), англичанин, поддерживающий Сиам, наносят тяжелые потери бирманцам. Но король, завидуя ему, отстраняет его от дел, что в итоге ведет к завоеванию бирманцами территорий к югу от Аюттайи
 1766, Февраль - Бирманцы начинают осаду Аюттайи.
 1767, 7 Апреля - После 14 месяцев осады Аюттайя захвачена бирманцами. Цель их набега не сделать Сиам вассальным госарством как два века назад, а уничтожить Сиам как государство. По приказу короля Монгра Аюттайя сожжена дотла.
 1767, Май - Король Монгра отводит основные силы в Бирму, оставляя в Аюттайе небольшой отряд. В то жк время Таксин с отрядом в 500 человек остается в восточных территориях, которые не были завоеваны и где действует сиамская администрация. Губернатор провинции Чантабури приветствует небольшую тайскую армию, но видит в Таксине соперника в борьбе за власть и готовит на него покушение. Предупрежденный о этом Таксин берет губернатора под стражу и сам лично становится правителем восточных провинций. Таксин - полутаец, полукитаец; настоящее имя - Хай Хун, имя Таксин получил потому что некоторое время был губернатором провинции Так. Позже - один из лучший генералов страны.
 1767, Октябрь - Со всего Сиама люди присоединяются к армии Таксина. В тот же месяц он атакует бирманские войска у Аюттайи и освобождает столицу от завоевателей
 1767, Декабрь - Таксин переносит столицу в Тонбури, где и коронуется. Однако он не имеет сильной армии и власти, поэтому королевство раскалывается на пять частей: Центральный Сиам под его собственным управлением; Южный Сиам, упраляемый Пра Палатом (Phra Palat); Восточные провинции включая Корат; Питсанулок, где правит губернатор Буанг (Buang); северная часть провинции Питсанулок Короля Куана
 1768, Май - Таксин осаждает Питсанулок, но вынужден отступить. Бывший губернатор коронуется как Король Питсанулока. Через неделю он умирает
 1768, Июль - Король Куан объединяет под своей властью весь север страны и осаджает Питсанулок
 1768 - После поражения у Питсанулока король Таксин обращает внимание на северо-восток и завоевывает район Кората.
 1769 - Король Таксин возращается в Тонбури после успешных походов на северо-востоке. Сразу начинается подготовка к походу на север
 1775, 16 Января - Король Таксин занимает Чанг Май.
 1775, Февраль - Бирманцы, вдохновленные предыдущим завоеванием королевства, повторяют нашествие, но проваливаются

© MANDRY MRIY UKRAINE, 2009. All right reserved. Designed and Programmed by WebStyle Consulting Ltd., 2014
Мобильная версия